Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За последние десятилетия в Российской Федерации детские оздоровительные летние лагеря вернули себе былую популярность и стали как бы неотъемлемой частью жизни детей поколения Z, частью активного и рекреационного отдыха, удовлетворяющего духовные потребности детей, способствующего восстановлению их физических сил и поддержанию повышенного уровня жизнедеятельности.
Как известно некоторые папы и мамы не могут грамотно организовывать досуг своих детей. В вязи с вышесказанным в решении создавшейся проблемы помогают детские летние оздоровительные лагеря, которые в первую очередь направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию детей, удовлетворению индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
Летняя оздоровительная компания требует пристального внимания и усилий, необходимо формирование нормативно-правовых, организационно-управленческих, программно-методических, кадровых, материально-технических, информационных условий, обеспечивающих эффективное социально-психологическое сопровождение детских оздоровительных лагерей.
В летний период важным является решение задач оздоровления и полноценного отдыха детей, организация воспитательного процесса. Детские летние лагеря должны обеспечить необходимые условия для укрепления здоровья, личностного развития и профессионального самоопределения. Решению важнейших задач формирования навыков здорового образа жизни, развитию интеллектуального, духовного потенциала и творческих способностей детей посвящены работа всех педагогов и тренеров в детском оздоровительном лагере.
Объект исследования – физкультурно-спортивная деятельность в летнем оздоровительном лагере.
Предмет исследования – особенность организации физкультурно-спортивной работы в детских оздоровительных лагерях..
Цель курсовой работы – проанализировать организацию физкультурных и спортивных занятий в летнем оздоровительном лагере.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть социально-педагогический потенциал детского досуга в летнее время.
2. Определить особенности проведения и организации спортивных и оздоровительных мероприятий детских оздоровительных лагерей.
3. Проанализировать социально-педагогические условия эффективности работы вожатых при организации физкультурно-спортивной работы с детьми разного возраста.
4. Исследовать зарубежный опыт физкультурно-спортивной работы в детских оздоровительных лагерях.
5. Проанали0зировать отечественный опыт организации физкультурно-спортивной работы в детском оздоровительном лагере.
6. Раскрыть организацию и проведение соревнований.
7. Изучить методические особенности проведения спортивных мероприятий в вечернее время.
Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения, содержащиеся в работе, могут быть учтены в организации мероприятий в детских оздоровительных лагерях.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Социально-педагогический потенциал детского досуга в летнее время
Летний период – это пора самых продолжительных каникул, во время которых они имеют новые приключения, встречи с новыми друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть летом. Существует многие вариантов отдыха: зарубежная поездка с родителями, дачный отдых; отдых с родителями; посещение лагеря при своей родной школе.
Доступным способом организации детского отдыха летом является поездка в оздоровительный или спортивный лагерь. Отдых в оздоровительном лагере является благоприятным периодом для интенсивного обмена между детьми духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами и тщательно оберегаемыми от внимания. Отдых в лагере является встреча с природой и лучше всего отдыхать на лоне природы. Созерцание красот природы, жизнь среди них оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние детей, стимулирует жизненный тонус и создает условия для восстановления физических и психических сил.
Летний отдых создают возможности для ребенка приобрести опыт самостоятельности в условиях, совместного проживания со сверстниками, вдали от опеки родителей. Это позволяет освоить способы сотрудничества со сверстниками, пробрести опыт по самообслуживанию, сформировать умения принимать самостоятельные решения (Чуксин А.В.,2020)..
Важнейшим во время лагерной смены является возможность развлечься, освоить современные формы организации отдыха, сформировать умения развлекать и развлекаться, заложить основы культуры отдыха, развлечений, досуга. В лагере детям приходится соизмерять свои индивидуальные привычки с нормами и правилами общественной жизни, обязательными для всех, дружеского общения со взрослыми.
Рассмотрение роли досуга в структуре свободного времени детей и подростков, направленность досуга, психологические и педагогические установки в досуговой среде подрастающего поколения являются актуальными вопросами теоретиков и практиков его изучения.
В досуговой деятельности лагеря важным является умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем.
Деятельность в свободное время - непустое время провождение, не бездельничанье. Познание нового, освоение культурных ценностей, творчество, физкультура, туризм, путешествия – эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга. Основными функциями детского досуга являются воспитательная и компенсаторная, просветительская и рекреативно-оздоровительная, функции самореализации и самореабилитации ( Сысоева М.Е., 2003).
В деятельности лагеря проявляются основные принципы педагогики досуга и, прежде всего, принцип интереса, досуговая активность в полной мере определяется только наличием интереса к ней. Ярко проявляется принцип совместной деятельности, которая формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает организационную структуру и эмоциональную идентификацию. Из нескольких уровней состоит структура досуговой деятельности, которые отмечаются своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной и духовной активностью .
Летний отдых предназначен для восстановления затраченных во время учебы сил и подразделяется на активный и пассивный. Активный отдых воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Ребенок наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного требует некоторых волевых усилий и подготовки. К нему относят физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение и приятельское общение .
С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок.
Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира детей и подростков. Потребность в творчестве свойственна каждому человеку, и тем более детям.
Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Отдых позволяет определить роль человека в социальной системе с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми. Структура досуга в летних оздоровительных лагерей включает игры, отдых на природе, прогулки, общение, спортивно-оздоровительную деятельность, интеллектуально-познавательную деятельность активного и пассивного характера, общественно активную деятельность спорт.
Досуговая деятельность в оздоровительном лагере опирается на принцип удовольствия, удовлетворяет личные интересы и притязания детей. В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания. Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости. Досуг предоставляет воспитанникам возможность развиваться. Досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности.
Детский досуг может быть организованным, педагогически целесообразно используемое свободное время, и стихийным, спонтанно протекающий процесс использования свободного времени. Проявляется досуговая деятельность в прогулках на воздухе, занятиях спорта, вечерах отдыха и интерактивных играх. В лагерях осуществляется спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная деятельность детей. В период лагерной смены досуг является основой деятельности лагеря (Шмаков С.А., 2018).
Определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.
Для осуществления воспитательной работы в организационный период подбирают разнообразные формы воспитательной работы, а существует определенный порядок, система в их распределении и осуществлении. Умение организовать общение, выстроить отношения с ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному воспитанию, а этого можно достигнуть только комплексно. Реализация идей не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности.
Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.
Социальные педагоги работает с детьми и подростками во время летнего отдыха в детских лагерях, оздоровительных центрах, детских
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006.- 236.
2. Байбородова, Л. В., Симонова Г. И., Харисова И. Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2. – С. 8-16.
3. Булыгина, И.И. Об анимационной деятельности в туристских и спортивно- оздоровительных учреждениях / И.И. Булыгина, Н.И. Гаранин // Теория и практика физической культуры. – 2001. - №11. – С. 10-13.
4. Бычковский, П.М. Формы воспитательной работы в школе и лагере: игры, конкурсы, викторины / П.М. Бычковский, Л.С. Полякова. – Мн.: БГУ, 2018. – 359 с.
5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр: «Академия», 2002. – 160 с.
6. Должаков, И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-масссовые мероприятия в детском лагере /И.И. Должаков.-М.: Айресс-пресс, 2005.-176 с.
7. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: Профиздат,2002.
8. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для педвузов. – М.: Академия, 2000.
9. Загородный летний детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. – Мозырь: Содействие, 2018. – с. 20-24.
10. Константинов, Ю.С. Туристкие слеты и соревнования учащихся: учебно-метод. пособие/ Ю.С.Константинов- М.: ЦДЮТК, 2000.
11. Кузьмина, Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2019. –156 с.
12. Организация летнего отдыха детей Учебно-методическое пособие. Сысоева М.Е. М. Владос., 2003, с.176.
13. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. Фридман М.Г. М. «Просвещение», 1999, с.207.
14. Физическая культура [Электронный ресурс] : курс лекций для студентов всех форм обучения (авт. редакция) / сост. С. В. Казначеев ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Электрон. дан. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. - 162 с. - Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. и-нт упр. – филиала РАНХиГС. – Режим доступа : http://www.sapanet.ru, требуется авторизация (дата обращения : 07.12.2020). – Загл. с экрана.
15. Храмов, В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/library/data/resour. Дата доступа:07.12.2020.
16. Чуксин, А.В. Организация спортивно-массовой работы в оздоровительном лагере Селиванов, Мн, «Народная асвета» 2020.-110 с.
17. Camp Eden. URL: http://www.campeden.org/ (accessed: 25.05.2024).
18. Viking Camp. URL: http://www.viking-camp. com/ (accessed: 25.05.2024).